Что ждет бизнес от закона о цифровых финансовых активах

Ольга Войтович, член координационного совета РСПП по цифровизации, — о том, что значит для бизнеса закон о цифровых финансовых активах и почему многие компании ждут его принятия.

                   

Фото: Chris Liverani / Unsplash
До конца 2019 года в Госдуме пройдет второе чтение законопроекта о цифровых финансовых активах. Документ готовился к нему с мая 2018 года, претерпев за это время огромное количество редакций и правок.

Новые перспективы

Закон важен для бизнеса, потому что он разрешит выпускать в России цифровые финансовые активы (ЦФА), которые могут удостоверять денежные требования, а также права на эмиссионные ценные бумаги и их комбинации, так называемые токены.

Каких-либо ограничений по виду сделок с ЦФА в законопроекте нет: он допускает как куплю-продажу таких активов за фиатные деньги (не обеспеченные золотом и другими ценными металлами), так и обмен одного вида ЦФА на другой. В частности, их можно будет обменивать и на другие виды разрешенных законом цифровых прав — например на утилитарные, то есть выпущенные в соответствии с федеральным законом о краудфандинге.

Прямой запрет действует только в отношении выпуска токенов, которые могут быть использованы в качестве средства платежа, — таким образом, сценарий, когда криптовалютой можно будет расплачиваться за товары и услуги, в нашей стране реализован не будет. Операции с российскими ЦФА на иностранных криптобиржах тоже, вероятнее всего, будут запрещены. Текущая версия законопроекта позволит российским компаниям привлекать инвестиции в виде ЦФА из-за рубежа — на данный момент законопроект не ограничивает возможности доступа иностранных инвесторов к российским ЦФА, что особенно ценно для технологических стартапов: разместив на российском операторе обмена ЦФА свои цифровые права (или токены), такой стартап может найти зарубежных инвесторов, которые будут готовы приобрести их.

Отличие от ценных бумаг

Один из самых острых вопросов, который активно обсуждался за время работы над законопроектом, — отличие токенов от ценных бумаг. В большинстве стран (например в Швейцарии и США) они фактически приравнены друг к другу. Там для токенов не установлено отдельных законодательных норм, и, поскольку они обладают признаками инвестиционного финансового инструмента, к ним применяются правила о бездокументарных ценных бумагах (БЦБ), таких как акции и облигации.

В российском законопроекте цифровые активы и ценные бумаги будут разведены: для токенов предполагается особый («параллельный») правовой режим. Это означает, что БЦБ и ЦФА будут регулироваться разными статьями Гражданского кодекса: для ценных бумаг это ФЗ о рынке ценных бумаг, а для цифровых финансовых активов — ФЗ о краудфандинге и будущий ФЗ о ЦФА. Последние два упомянутых закона служат своего рода «мостиками» между ценными бумагами и цифровыми правами. Здесь есть множество нюансов — например, акционерное общество сможет выпускать акции в виде ЦФА, однако комбинировать эти два формата оно не сможет

Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/demo/5de863209a7947cb5f5f116c

Комментариев нет:

Отправить комментарий